В Санкт-Петербурге запустят концессионные трамваи

Новая трамвайная сеть соединит метро «Шушары» c Колпино, будущим городом-спутником Южный и кампусом ИТМО Хайпарк. Рассказываем, как линия поможет разгрузить дороги на юге Санкт-Петербурга, зачем проекту частный инвестор и что даст городу схема концессии.

Концессионный транспорт: что это и как работает

Концессия — это форма государственно-частного партнерства, при котором государство привлекает частного инвестора для развития транспортной инфраструктуры.

Обязанности по концессионному соглашению разделяются. Государство готовит техническое задание, где описывает, что нужно построить, отремонтировать или модернизировать, и в какие сроки. Потом проводится конкурс на исполнителя этих работ. После этого объект передают выигравшей компании на указанный в договоре срок. Все это время государство следит за ходом работ и получает отчеты о том, как развивается проект. 

У бизнеса свои обязанности: найти деньги на проект, чаще всего это средства инвесторов и кредиты, а затем построить или отремонтировать объект, купить вагоны, запустить движение. Компания должна обслуживать транспортную инфраструктуру. Иногда бизнес направляет средства в бюджет, если это указано в договоре. 

Частная компания надеется вернуть вложенное и заработать, но с общественным транспортом это сложно, поскольку он редко приносит прибыль. Оплата проезда пассажирами покрывает только часть расходов, остальные средства на обслуживание оплачивает город. Это долгосрочная долговая нагрузка на бюджет, за что такие соглашения часто критикуют.

У концессионного сотрудничества есть и плюсы. Город получает обновленные трамваи, остановки, пути и депо. Часть расходов и рисков берет на себя бизнес, а когда срок договора заканчивается, все построенное переходит городу.

Маршрут планируемой трамвайной линии

На Петербургском международном экономическом форуме подписали соглашение о строительстве новой трамвайной сети на юге Санкт-Петербурга. Речь идет об общественном транспорте, который построят на условиях концессии. 

Новая трамвайная линия соединит сразу несколько важных районов. Маршрут пройдет от станции метро «Шушары» по трем главным направлениям:

  • вдоль улицы Софийской до Пролетарской улицы в Колпино;
  • вдоль Южной широтной магистрали до транспортно-пересадочного узла «19 км» железной дороги Гатчинского направления и города-спутника Южный;
  • вдоль Волхонского шоссе.

Общий объем инвестиций в строительство трамвайной сети должен составить не менее 132 млрд рублей. Проект планируется реализовать в ближайшие годы, чтобы обеспечить быстрый и беспересадочный доступ к новым жилым кварталам, технологическим долинам и инновационным объектам города.

Трамвайная сеть пройдет до города-спутника Южный и кампуса ИТМО Хайпарк. Новая линия должна улучшить транспортную доступность для жителей Пушкинского и Колпинского районов. Петербуржцы смогут быстрее добираться до метро и перемещаться между двумя районами, что снизит нагрузку на дороги.

Новая трамвайная линия станет дополнительным преимуществом для жителей современного ЖК «Новое Колпино» от группы «Самолет». В проекте предусмотрены благоустроенные дворы без машин, детские и спортивные площадки. На территории откроются четыре детских сада — три из них уже работают. Также запланированы две новые школы, а еще одна, с собственным бассейном, уже принимает учеников.

ЖК «Новое Колпино» — район с продуманной инфраструктурой, в котором комфортно жить, работать и растить детей.